3 января 1905 г. началась забастовка рабочих крупнейшего в Петербурге Путиловского завода.
Она тотчас же перекинулась на другие предприятия и к 8 января приобрела всеобщий характер. Под влиянием большевиков рабочие выдвигали не только экономические, но и политические требования.
Видя полную невозможность прекращения движения и боясь утратить свое влияние на отсталые слои рабочих, Гапон при поощрении полицейских властей решил организовать шествие рабочих к Зимнему дворцу для вручения царю петиции о насущных нуждах народа.
Причудливо соединились в этом документе патриархальные иллюзии и растущее революционное настроение, просьбы к царю и общедемократические требования, осуществление которых было возможно лишь в результате победы над самодержавием: созыв Учредительного собрания, немедленное установление демократических свобод, 8-часовой рабочий день, амнистия борцам за свободу народа, «прекращение войны по воле народа».
«Нам некуда больше идти и незачем. У нас только два пути: или к свободе и счастью, или в могилу...» — в этих заключительных словах петиции звучала глухая угроза.
Большевики, выступая на заводах и фабриках, на собраниях отделений гапоновского общества, объясняли рабочим бесплодность и опасность задуманного Га-поном шествия. 8 января Петербургским комитетом РСДРП была издана прокламация «Ко всем петербургским рабочим», предупреждавшая рабочих, что от царя нельзя ждать свободы.
«Такой дешевой ценой, как одна петиция, хотя бы и поданная попом от имени рабочих, свободу не покупают. Свобода покупается кровью, свобода завоевывается с оружием в руках, в жестоких боях».
Правящая клика решила устроить кровавую расправу над мирной манифестацией, надеясь задавить рабочее движение, пока оно не вылилось в революцию. Николай II передал власть в столице военному командованию. Главная роль в «подавлении беспорядков» отводилась гвардии, которую усилили другими войсковыми частями Петербургского округа.
В заранее установленных пунктах были сосредоточены 20 батальонов пехоты и свыше 20 кавалерийских эскадронов. Вечером 8 января группа писателей и ученых при участии Горького обратилась к министрам с требованием предотвратить расстрел рабочих, но ее не хотели слушать.
В воскресенье 9 января (22 января по новому стилю) до 150 тыс. человек двинулись из рабочих предместий к Зимнему дворцу. Многие несли иконы, царские портреты. У Нарвских ворот, Троицкого моста и в других местах путь шествию был прегражден полицией и отрядами кавалерии, которые встретили рабочих ружейными залпами.
Лишь части демонстрантов удалось пробиться на Дворцовую площадь. Выстроенные здесь войска открыли по ним прицельный огонь. В этот день было убито свыше тысячи и ранено несколько тысяч человек.
Для рабочего класса события 9 января явились суровым историческим уроком. На Дворцовой площади была расстреляна вера народа в царя.
«Рабочий класс получил великий урок гражданской войны,— писал В. И. Ленин в большевистской газете «Вперед»,— революционное воспитание пролетариата за один день шагнуло вперед так, как оно не могло бы шагнуть в месяцы и годы серой, будничной, забитой жизни».
Лозунги социал-демократов — «Долой самодержавие!» и «К оружию!» — были на устах сотен и тысяч людей. Уже 9 января вспыхнули вооруженные столкновения. Рабочие захватывали оружейные магазины и склады, разоружали полицию. На Васильевском острове были воздвигнуты первые баррикады.
Весть о расстреле рабочих у Зимнего дворца вызвала возмущение во всей стране. Повсюду происходили стачки протеста. История России еще не знала такого бурного подъема рабочего движения.
В течение января 1905 г. число бастующих составило 440 тыс.— больше, чем за все предыдущее десятилетие. В некоторых крупных пролетарских центрах — Риге, Варшаве, Лодзи, Ревеле (Таллине) — стачки сопровождались кровопролитными схватками с войсками и полицией.
Возобновились крестьянские выступления. Революционный почин принадлежал крестьянам центрально-черноземных губерний — Курской и Орловской и прилегающей к ним Черниговской губернии, где крестьянское движение вылилось в массовый разгром и поджоги помещичьих усадеб.
Источник: istoriia.ru
ДРУГИЕ НОВОСТИ
Дожить до весны: Правительство ПАС предлагает жителям Молдовы ждать теплой погоды, а не надеяться на мудрое разрешение энергетического кризиса от властей
Целый министр труда и социальной защиты ПАС Алексей Бузу заявил, что облегчение придет только весной
Молдове необходим мораторий на голосование на зарубежных участках: Только так мы сможем понять, чего на самом деле желают граждане, живущие в стране
В Европе существует самая разнообразная практика организации голосования за рубежом, вплоть до его полного запрета
Алайба просчитался: Инвестиции в молдавскую экономику ничтожны, - меньше, чем во время ковидной пандемии, - мнение эксперта
Очередная, мягко говоря, неточность от Алайбы, министра экономики ПАС