Кадровая помощь Советского Союза Молдове

Image

 На самой главной площади Кишинева, которая в недалеком прошлом называлась пл. Победы, там, где ранее располагался памятник вождю мирового пролетариата В.И. Ленину, сегодня стоит «Камень позора» с бредовой надписью о якобы российской оккупации Молдавии.

Этот клинический идиотизм про оккупацию сегодня вдалбливается как нашему населению, так и (что самое гнусное) подрастающему поколению в школах, в медийном пространстве, с высоких трибун, на международных политических площадках.

Когда в 1918-м году румынские войска оккупировали Молдову, расстреляли пятерых депутатов Сфатул Цэрий ((Рудьева, Новакова, Катарос, Прахницкого, И. Панцырь и П. Чумаченко), которые были против присоединения Бессарабии к Румынии, и под дулами пулеметов вынудили Сфатул Цэрий «объединиться» с Великой Румынией, «братья-румыны, оказывается, не были оккупантами.

Когда 22 года, с 1918-й по 1940-й, на территории бывшей Бессарабии фактически не прекращалось военное положение, «братья-румыны» не были оккупантами.

Когда разбирались и вывозились в Румынию железные дороги и оборудование фабрик и заводов, «братья-румыны» не были оккупантами.

Когда во время Великой Отечественной войны они расстреливали евреев и молдаван, «братья-румыны» не были оккупантами

В трактовке современных «господарей» Молдовы — демагогов, пустобрехов, дилетантов, неучей и бездарей (а других в PAS не держат) — оккупантами были советские войска, освободившие от «братьев-румын» Бессарабию 28 июня в 1940-м году. Оккупантами были те, кто создал Молдавскую Советскую Социалистическую Республику 2-го августа в 1940-м году, именно так, «очевидно», они покушались на молдавскую аутентичность. Оккупантами были советские войска, которые в августе 1944-го года освободили МССР от фашистской коричневой чумы, от режима Антонеску и Гитлера. Оккупантами были советские специалисты, приехавшие восстанавливать Молдавию после войны и развивать ее экономику, уничтоженную «братьями-румынами».

До какого цинизма, подлости и мерзости нужно докатиться, чтобы тех, кто освобождал и возрождал Молдавию, кто создавал ее благосостояние, кто превратил экономически и социально депрессивный регион в цветущий край, представлять алкашами, тунеядцами, чуть ли не ссыльными на окраины советской империи! Цинизм — это еще мягко сказано. Это иудино семя и своих родных предает ежедневно и ежечасно. Своей «деятельностью», своей причастностью к фашистской «желтой чуме», своей антинародной и антимолдавской пропагандой и идеологией, героизацией нацистских преступников и искажением истории.

К счастью, живы еще те, кто помнит реальные события и реальных людей, внесших неоценимый вклад в возрождение и развитие страны, те, кто был свидетелем процветания Молдовы, кто видел, как менялась к лучшему жизнь на этой земле.

Ниже мы приводим воспоминания наших товарищей о том периоде, рассказы о своих родителях и родных, руками и знаниями, умениями и трудом которых создавалось, Светлое будущее Молдовы.

Вспоминает Олег Манторов:

«Мои родители, оба ветераны ВОВ, оба коммунисты, оба старшие лейтенанты запаса, были направлены в 1953 году в Молдавию для ее восстановления после войны и румынской оккупации.

Мы приехали в Молдавию всей семьей, кроме старшего брата, который жил с бабушкой, матерью отца, в городе Пенза – родине моих родителей.
С моими родителями приехала бабушка по маме, которая была с нами с самого моего рождения в 1947-м году, и четверо детей, из которых в Молдавии я был самым старшим.

По решению ЦК компартии Молдавии, моих родителей направили в Вадул луй Водэ, которые тогда были райцентром. Маму назначили заведующей районным отделом здравоохранения (у нее было фельдшерское образование), а отца инспектором РОНО, поскольку он на то время учился заочно в Эстонии, в Тартуском университете, на факультете русского языка и литературы.

Родственников и знакомых в Молдавии у нас не было. Мы поселились у хозяев в частном доме, с земляными полами, с керосиновым светом. Вадул луй Водэ было, в то время обычным для Молдавии нищим селом с единственной грунтовой центральной улицей, по которой доступно было ездить только в сухую погоду. Среди населения царила поголовная неграмотность: небольшая в ветхом здании школа — вот и вся «система образования». Здоровье людей оставляло желать лучшего: педикулез, трахома у детей и сифилис среди взрослых.

Первое, что построили называемые нынешней властью советские «оккупанты», детский сад и двухэтажную больницу, оборудование для которой привезли из Ленинграда, откуда приехали врачи и другой медицинский персонал. Люди, поскольку были в основном неграмотными, боялись лечится, всячески избегали госпитализации. Поэтому маме была выделена военная машина и два автоматчика, с которыми она ездила по селам района и забирала детей и взрослых на лечение.

РОНО открыл в селе вечернюю школу, для обучения взрослых, а школьных учителей, опять же, направили на работу из России, Украины и других республик СССР. В 1957-м году была построена новая трехэтажная школа, которая была средней молдавско-русской школой, в которой я проучился до 10-го класса. Хотя в школе были параллельные классы молдавские и русские, мы жили дружно, участвовали в общешкольных мероприятиях и вечерах, которые нам организовывали учителя, ходили в походы и занимались в различных кружках.

В поселке был открыт Дом пионеров, который первоначально располагался в переоборудованной старой конюшне. В скором времени был построен Дом культуры с кинобудкой. Была запущена местная электростанция на дизельном топливе, и в селе появился электрический свет.

Сельская интеллигенция, учителя и медики, организовали в Доме культуры
театральный кружок и успешно ставили различные пьесы и даже оперетту «Сильва». ДК стал центром культуры в селе и пользовался большой популярностью у жителей, которые до этого ничего подобного не видели.

В 1958 году, когда была запущена Дубоссарская ГЭС, в поселке появился электрический свет и на центральной улице. К тому времени она уже была приведена в порядок в белом варианте, началось ее асфальтирование, а вдоль нее были установлены фонарные столбы. Помню, как мы, мальчишки, бегали за электромонтерами и радостно кричали при включении очередного уличного фонаря.

С появлением электроэнергии, началось ускоренное развитие поселка. построили водоканал для снабжения Кишинева питьевой водой, появился первый железобетонный завод. И водоканал, и завод ЖБИ начали строить жилье в центре села для рабочих, учителей и медработников. Село постепенно стало превращаться в поселок городского типа.

В первые же годы советской власти в Вадул луй Водэ был создан колхоз «Молдова Сочиалистэ». Это сплотило крестьян, дало им возможность работать и неплохо зарабатывать. Колхоз построил винзавод, вокруг которого также происходило строительство жилья, что еще более расширило населенный пункт. Был построен колхозный магазин, чайная в центре села, переведен в достойное помещение Дом пионеров. Затем был построен второй железобетонный завод, пионерский лагерь имени Павлика Морозова. Поселок оживал на глазах.

В 1961 году мама была избрана секретарем парткома колхоза, окончила юридический факультет Кишиневского государственного университета. В 1964 году, когда родители решили вернуться в Россию, Вадул луй Водэ уже не были райцентром, а стал поселком городского типа с совершенной экономикой и постоянно развивающейся социальной структурой, с благоустроенными зонами отдыха и пляжем на берегу Днестра.

Я вернулся в Молдову в 1980 году уже со своей семьей и опять по приглашению в школу на должность учителя биологии и химии. Мы обосновались на севере Молдовы в селе Унгурь Окницкого района. Моя жена по национальности молдаванка, уроженка Вадул луй Водэ, поэтому мы не забываем этот поселок, который теперь очень преобразился, и всегда рады встрече с ним.

Но сегодня, к сожалению, в нем нет уже заводов, нет Дома пионеров, нет пионерского лагеря. Все разрушено, разграблено и распродано новыми властями.

Чем может похвастаться нынешняя власть? Что они создали в республике? Что построили? Где работать людям? Зато со всех трибун о том, что русские «оккупировали» Молдавию, что хотели лишить нас молдавской идентичности и прочую чушь, кричать они горазды. Потому что на что-то большее они просто не способны, потому что они стали гражданами Румынии и бесит их все, что связано с Молдовой и молдавским народом, с дружбой народов бывшего СССР.

Олег Манторов,

Член ЦК ПКРМ, Председатель партийной комиссии при ЦК ПКРМ 

11 марта 2025 года

Logo

ДРУГИЕ НОВОСТИ

Все новости
Image
Выступление депутата ПКРМ Инга Сибова по проекту закона о государственном бюджете на 2026 год.

Выступление депутата ПКРМ Инга Сибова по проекту закона о государственном бюджете на 2026 год.

Image
Выступление депутата ПКРМ Константин Старыш по проекту закона о государственном бюджете на 2026 год.

Выступление депутата ПКРМ Константин Старыш по проекту закона о государственном бюджете на 2026 год.

Image
Выступление депутата ПКРМ Андрея Годорожы по проекту закона о государственном бюджете на 2026 год.

Выступление депутата ПКРМ Андрея Годорожы по проекту закона о государственном бюджете на 2026 год.