• Главная
  • Новости
  • Огонь и кровь Татарбунар (К 99-й годовщине Татарбунарского восстания)

Огонь и кровь Татарбунар (К 99-й годовщине Татарбунарского восстания)

Image

Татарбунарское восстание — вооружённое крестьянское восстание в Южной Бессарабии под руководством большевистской партии против оккупационных румынских властей, проходившее    15 - 18 сентября 1924 года.

Политика, проводимая румынским правительством, вызывала со стороны местного населения сопротивление. Таким проявлением народного недовольства было Татарбунарское восстание, хотя оно стало далеко не первым выступлением местного населения против румынской администрации. В январе 1919 года на севере Бессарабии вспыхнуло Хотинское восстание, в мае того же года – восстание в Бендерах. За восемь месяцев до Татарбунарского восстания чиновник министерства внутренних дел Румынии Г. Тэтэреску насчитал в Бессарабии 28 боевых столкновений местного населения с жандармами (нападения на жандармские посты и патрули, вооруженные сопротивления при аресте, случаи освобождения арестованных). В этих столкновениях были убиты 22 жандарма, погибли 8 повстанцев.

Не только местные жители, но и Советское правительство никогда не признавало аннексии Бессарабии Румынией. В ноте от 1 ноября 1920 года РСФСР выразила решительный протест против аннексии и Парижского протокола её подтверждающего. На Венской конференции в марте 1924 года Советское правительство предложило провести в Бессарабии плебисцит, однако Румыния отвергла предложение СССР. Румынская сторона настаивала на том, что Бессарабия — исконно румынская земля, населённая румынами, хотя та никогда не входила в состав Румынии (не считая Буджака, бывшего частью Румынии краткосрочно с 1859 по 1878). Советская сторона доказывала, что Бессарабия была незаконно оккупирована румынскими войсками. В ходе переговоров сторонам удалось договориться о проведении демаркационной линии между государствами по Днестру, а также о невозможности решения конфликта силой, хотя СССР по-прежнему считал Бессарабию оккупированной территорией.

2 апреля 1924 года румынская делегация отклонила советское предложение о проведении плебисцита в Бессарабии и прервала дальнейшие переговоры с СССР. В ответ на это 6 апреля 1924 года в Москве заместитель наркома иностранных дел М. Литвинов сделал корреспонденту газеты «Правда» следующее заявление: «Впредь до плебисцита мы будем считать Бессарабию неотъемлемой частью Украины и Советского Союза».

28 июля 1924 года указом румынского короля была запрещена Коммунистическая партия Румынии, которая активно участвовала в подготовке вооруженных восстаний в Бессарабии. Несмотря на это сама идея воссоединения с Советским Союзом витала в воздухе, разнились лишь способы ее реализации. Так, например, Григорий Котовский предлагал Михаилу Фрунзе решить проблему одним лихим кавалерийским наскоком. Несколько иным образом — не снаружи, а изнутри — действовал Южно-Бессарабский революционный комитет, будоража и организуя местных жителей.

Южно-Бессарабский ревком, который непосредственно занимался подготовкой восстания в Татарбунарах, был создан ещё в 1921 году. Именно эта организация комплектовала боевые отряды, сосредоточивала в регионе оружие, налаживала связь и готовила явки.

С другой стороны, участие в этом восстании более 6000 человек во многих населённых пунктах Бессарабии говорит о том, что местное население само активно поддерживало идею организованного выступления.

Восстание было спровоцировано беспределом румынской администрации. В начале сентября 1924 года жандармы за неповиновение сборщику налогов застрелили крестьянина Ткаченко из села Николаевка, арестовали нескольких его односельчан. В ночь на 11 сентября крестьяне сожгли здание примарии и архив, застрелили примара и двоих жандармов, после чего освободили арестованных. Один из руководителей восстания Бежанович, пользуясь присутствием большого количества крестьян в базарный день, устроил митинг и произнес пламенную речь, в которой призвал жителей поддержать восставших.

15 сентября руководитель восстания А. И. Клюшников (псевдоним – Ненин) созвал членов Южно-Бессарабского ревкома, которые приняли решение о начале организованного выступления. В ночь на 16 сентября подпольщики получили оружие, привезённое со склада из села Чичмы. На рассвете три отряда восставших под предводительством членов ревкома И. Батищева, Л. Цуркана и Н. Лисового двинулись к центру Татарбунар. В результате перестрелки были убиты трое жандармов, а остальные сдались в плен. После захвата всех административных зданий Татарбунар, над зданием примарии повстанцы вывесили красное знамя.

А. И. Клюшников провёл переговоры с представителями местной власти – примаром, сборщиком налогов, начальником почты и другими чиновниками. Так как они выразили готовность подчиниться, руководитель восстания предложил им оставаться на своих постах и выполнять указания новой революционной власти. Освобождённые из тюрьмы революционеры присоединились к восставшим. Для поддержки общественного порядка революционный комитет сформировал отряд народной милиции во главе с Г. Черненко.

Как свидетельствовал один из участников восстания И. Чора, население радостно отреагировало на восстание: «Всюду царил небывалый энтузиазм, люди поздравляли друг друга с победой. У стариков от радости появлялись слезы на глазах. Малыши бегали по улицам, распевая: «Уже жандармов у нас не будет, будут русские большевики!» Татарбунары в течение часа украсилось красными флагами. Лавки торговали. Улицы были запружены ликующими людьми».

Сразу же был организован митинг, собравший значительное количество местных крестьян. В тот же день восстание охватило целый ряд сел: Акмантит (Белолесье), Нерушай, Чичма, Фурманка, Китай (Червоный Яр), Карамахмеда (Шевченково) и другие. Повстанцы захватывали жандармские посты, архивы примарий, телефонную связь.

17 сентября Татарбунарское восстание охватило почти весь юг Бессарабии. Поднялось более 6 тысяч человек из сёл Чишмия, Акмангит, Нерушай, Михайловка, Галилешты и др. Повстанцы (молдаване, украинцы, русские, болгары, гагаузы и др.) создавали органы Советской власти — ревкомы, организовывали отряды народной милиции и Красной Гвардии. Повстанцы вели борьбу за создание Молдавской советской республики. Характерно, что восстание не поддержали румынские поселенцы и немецкие колонисты. 

Однако успех повстанцев оказался кратковременным. Румынские власти сразу же бросили для подавления выступления пехотные, артиллерийские, кавалерийские части, отряды полевой жандармерии, силы флота. Ожесточенные бои велись возле станции Сараты и в селе Чичма. Учитывая нехватку оружия (у многих крестьян вместо винтовок были обыкновенные вилы и топоры) и превосходящие силы противника, повстанцы вынуждены были отступить в Татарбунары. 18 сентября после ожесточенных боёв и этот населенный пункт пришлось сдать.

Несколько групп восставших попробовали вырваться. А. И. Клюшников возглавлял одну из них. Вначале его отряд вошел в село Эскиполос. Тут к нему присоединились новые бойцы и отряд вырос до 300 человек. Затем последовала неудачная попытка вырваться из окружения к Советской Украине через море. Повстанцев встретил румынский морской десант и орудийный огонь военных кораблей. Выживших из группы Клюшникова оттеснили к озеру Сасык (всего около 1/3 повстанцев). 22 сентября после разгрома последних выживших в плавнях восстание было окончательно подавлено. В бою погиб руководитель восстания А. И. Клюшников.

Румынские власти жестко отреагировали на восстание. По различным источникам были расстреляны тысячи повстанцев (по румынским, явно заниженным, данным потери повстанцев составили 3000 человек). Так, Анри Барбюс писал в своей книге «Палачи», посвященной восстанию, что только за один день после поражения восстания было сожжено 69 домов и убито 289 крестьян.

Расправившись с восставшими и арестовав многих его участников, румынские власти в 1925 году инсценировали «процесс 500», который должен был доказать, что Татарбунарское восстание — «дело рук Москвы».

Обратите внимание, что сегодня в Молдове нет никакого восстания, есть только разруха, организованная PAS, но правящая партия на каждом шагу говорит о пресловутой «руке Кремля». Оно и понятно, если учесть, что вождем и учителем у PAS является фашист Антонеску, а кукловодами — соратники Генри Форда. Отсюда и резкая русофобская риторика.

В ноябре 1925 года в Кишинёв прибыла делегация прогрессивной общественности стран Западной Европы во главе с писателем Анри Барбюсом.  В защиту арестованных татарбунарцев выступили также Р. Роллан, Э. Синклер, Т. Драйзер, А. Эйнштейн, Б. Шоу, Л. Арагон, М. Садовяну, К. Пархон, Т. Манн и многие другие представители науки и культуры. Делегация добилась присутствия на процессе. Позднее Барбюс напишет: «Может быть, если бы я уже не был революционером, я стал бы им, вернувшись из этого трагического хаоса южной Европы».

Судебные преследования длились до 1929 года. Не найдя доказательств их связи с Москвой и под давлением общественного мнения суд оправдал большинство арестованных. Благодаря активной деятельности Анри Барбюса и других защитников, «татарбунарцы» не получили ни одного смертного приговора. Осуждено было только около 85 человек, приговоренных к срокам от 5 лет до пожизненного заключения.

Татарбунарское восстание было самым крупным за период румынского правления и показало, что многонациональное население Бессарабии способно объединиться и защищать свои права в борьбе с оккупантом.

Для нас, населения современной Молдовы, эти события являются ярким примером объединения в борьбе за свое будущее и будущее наших детей, за свободное от румынских оккупантов независимое государство, за освобождение от поднявшего голову неофашизма и неонацизма в лице марионеточного антинародного режима ПАС.

Сергей Иванов

Comunist.md

15 сентября 2023 года

Logo

ДРУГИЕ НОВОСТИ

Все новости
Image
Анонс для представителей СМИ

Партия коммунистов Республики Молдова приглашает вас принять участие в брифинге, организованном депутатами Парламента Республики Молдова от ПКРМ, который состоится в связи с недавним решением Конституционного суда о недопустимости обращения депутатов по вопросу проверки конституционности положений ст. 135 (2) Избирательного кодекса, а также решения Парламента о назначении даты выборов Президента Республики Молдова.

Image
Поле битвы - аэропорт Кишинева: "Не за новые рейсы, не за улучшение инфраструктуры, а просто тупо делят коммерческие площади"

Интересно, и в четвёртый раз в числе претендентов на аренду будет лишь одна французская Lagardere или властям удастся уговорить какую-то подставную компанию для массовки поучаствовать в тендере?

Image
В лес, все в лес

Майя Рисипенская объявила, что 14 сентября в президентской резиденции в Кондрице состоится мероприятие под условным названием «Фестиваль леса».